Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №14

города Коврова

 
Главное меню
 

Настройка шрифта для слабовидящих

Основные этапы урока в технологии деятельностного метода

Основные этапы урока в технологии деятельностного метода

1-й этап. Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне.

Требования к этапу:

●      создание условий для возникновения внутренней по требности включения в деятельность («хочу»);

●      исходя из решенных ранее задач, выделение содержа тельной области («могу»).

Рекомендации к проведению:

–  доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, и т.д.; 
– беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу и т.д.

2-й этап. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности (5-6 мин.)

Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий.

Требования к этапу:

●      воспроизведение ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий;

●      индивидуальное задание, требующее нового способа действия;

●      активизация соответствующих мыслительных операций, внимания, памяти и т.д.;

●      фиксация учащимися возникшего затруднения.

Рекомендации  к проведению:

– коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие в группах или фронтальное побуждающий диалог и т.д.;
– индивидуальные формы работы: задания для самостоятельного выполнения, математич.диктант и др.;
– вербальная фиксация различных вариантов решения и отсутствия изученного их обоснования.

3-й этап. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности (2-3 мин.)

Цель: выявление места и причины затруднения.

Требования к этапу:

●      сопоставление детьми действий с используемым способом (где?);

●      выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?);

●      на этой основе учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем.

Рекомендации к проведению:

– коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий  диалог;
– включение эмоционального компонента: «яркое пятно», похвала и.т.п.

4-й этап. Построение проекта выхода из затруднения (10-11 мин.)

Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнению.

Требование к этапу:

●      учащиеся выбирают метод решения учебной задачи – свойство, понятия, алгоритм, модель и т.д. – и на его основе выдвигают и обосновывают гипотезы;

●      используются предметные действия с моделями, схемами и пр.;

●      новый способ действий фиксируется – вербально и знаково;

●      учащиеся преодолевают возникшие затруднения с помощью нового способа действия.

Рекомендации к проведению:

– коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.;
– использование двигательной активности, материальных и материализованных моделей.

5-й этап. Первичное закрепление во внешней речи учащихся (4 – 5 мин.)

Цель: усвоение нового способа действий.

Требования к этапу:

●      решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием  вслух алгоритма, понятия, свойства.

Рекомендации к проведению:

– коммутативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию;
– «цепочки», соревнования, игровые ситуации и т.п.

6-й этап. Самостоятельная работа самопроверкой по эталону (4 – 5 мин.)

Цели: интериолизация нового способа действий; рефлексия достижения цели; создание ситуации успеха.

Требования к этапу:

●      учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий;

●      самостоятельная проверка по эталону;

●      создание ситуации успеха;

●      допустившие ошибки выявляют их причину и исправляют ошибки.

Рекомендации к проведению:

– обучение процедуре грамотного самоконтроля;
– письменная работа, небольшого объёма, узкой типовой направленности;  
– индивидуальная деятельность.

7-й этап. Включение в систему знаний и повторение (4 – 5 мин.)

Цели: включение «открытия» в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного.

Требования к этапу:

●      учащимся предлагаются задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными;

●      системно включаются задания на тренировку; доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей; коррекция ошибок, подготовка к изучению следующих тем.

Рекомендации к проведению:

– коммуникативное взаимодействие – преимущественно в группах или парах;
–   возможность выбора заданий учащимися;
– включение элементов проектирования.

8-й этап. Рефлексия деятельности (2-3 мин.)

Цели: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания.

Требования к этапу:

организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке;

фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели;

планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

Рекомендации по проведению:

– беседа, самостоятельная работа;
– обсуждение вопросов:

●      Что нового вы узнали?

●      Каким способом выполняли задание?

●      Где используется этот способ?

●      Каковы результаты?

●      Что нужно сделать ещё?

Общий способ деятельности при планировании и проведении уроков можно представить в виде последовательности вопросов:

1) Какие понятия, свойства, закономерности, способы деятельности рассматриваются на данном занятии?
2) Что я сам о них знаю?
3) Что из моих знаний я могу донести до детей этого возраста? 
4) С какими понятиями дети знакомятся впервые? С какими уже знакомы? Когда они познакомились с ними?

 
Рейтинг@Mail.ru

Copyright (c) 2015 МБОУ СОШ №14